Заведующий фотолабораторией Государственного литературного института. 1956 год.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В.С.МОЛЧАНОВА


    Фотохудожник Виктор Сергеевич Молчанов коренной москвич, и почти ровесник XX века, родился 16 августа 1910 года в семье священника, протоиерея московского Рождественского монастыря.
    Вся жизнь его с юности и до глубокой старости была связана с фотографией, интерес и любовь к которой ему привил отец. Преподавая Закон Божий, он иллюстрировал собственноручно раскрашенными диапозитивами, демонстрировал их с помощью волшебного фонаря, как тогда называли диапроектор.
    Как фотограф Виктор Сергеевич прошел сложный путь от элементарных процессов, связанных с проявкой пленок и фотопечатью в 20-30-х годах до высокого мастерства фотографа-художника – так его по праву называли в последние годы века. За долгую жизнь (а скончался он 19 октября 2003 года) Виктор Сергеевич многое успел сделать, оставив заметный след в фотографии XX столетия. Не получив специального образования из-за своего социального происхождения, и никогда не имея достаточных материальных возможностей, он всего добивался благодаря прирожденному таланту художника и упорному самоотверженному труду.
    Участник Великой Отечественной войны, Виктор Сергеевич и на фронте оставался фотографом. В первые месяцы во время боевых действий подо Ржевом по заданию начальника штаба 31 армии ВВС, развернул полевую фотолабораторию, летал с разведчиками в тыл врага, производил аэрофотосъемку. Будучи контужен в бою, по выходе из госпиталя с 1942 года, служил в 17-м Запасном авиационном полку начальником фотослужбы. Сначала в Перми, потом и в Пензе, где ему было присвоено офицерское звание младшего техника-лейтенанта. 17-й запасной авиаполк готовил летчиков-истребителей для фронта. Опытный фотограф там был очень нужен.
    Уже тогда, чувствуя склонность к пейзажной фотографии, каждую свободную минуту Виктор Сергеевич использовал для съемок богатой уральской природы. В Пензе он встретил День Победы. В начале 1946 года был демобилизован из армии по состоянию здоровья.
В семье Молчановых хранится фотоальбом, посвященный незабываемым для Виктора Сергеевича дням Великой Отечественной войны. Одна из последних страниц альбома озаглавлена автором «Из войны – в литературу».
Судьба привела его в Государственный литературный музей, директором которого был тогда В.Д.Бонч-Бруевич, доброжелательно встретивший демобилизованного офицера. Виктор Сергеевич так вспоминает об этом:
«Бонч-Бруевич доброжелательно протянул мне руку:
– Прекрасно, прекрасно! Сразу вижу: Вы – энергичный человек, нам такой и нужен. Где воевали?
– В начале войны – подо Ржевом, потом после контузии, служил в запасном авиаполку на Урале.
– Прекрасно, теперь послужите у нас во славу русской литературы».
Так началась служба В.С. Молчанова «во славу русской литературы», длившаяся всю оставшуюся жизнь.
В Литературном музее, куда Виктор Сергеевич входил, по его собственным словам, «как в храм, с чувством преклонения перед красотой», он прослужил четверть века, до ухода на пенсию в 1970 году. С 1951 года являлся заведующим фотолабораторией музея. Работая там, он из просто фотографа-профессионала, фиксирующего события, становился фотографом-художником. Русская литература и художественная фотография взаимно обогащали друг друга. На юбилейном вечере в ЦДЛ в связи в 80-летием В.С.Молчанова, писатель Владимир Солоухин сказал: «Виктору Сергеевичу повезло: он обрел любовь к русской литературе. Но и литературе русской тоже повезло: у нее есть теперь такой замечательный художник».
Главным в творчестве В.С.Молчанова стала пейзажная фотография. Он – изобретатель нового жанра, который сам назвал фоторассказом. Позднее это стали называть слайдфильмом. Основная особенность жанра – максимальное созвучие словесных и зрительных образов. Молчановым создано более 50 таких фоторассказов. Все они сейчас находятся в разных литературных музеях: А.Блока, М.Пришвина, К.Паустовского, С.Есенина, Л.Толстого и других. Виктор Сергеевич успешно выступал с ними в самых разных аудиториях. Но, к сожалению, они неповторимы и уникальны, как картины великих живописцев, это плоды индивидуального творчества, не соответствующие современным требованиям показа и тиражирования.
Работа в Литературном музее дала возможность В.С.Молчанову посетить совместно с научными сотрудниками многие места, связанные с жизнью русских писателей, в результате чего был создан фонд ценнейших фотографий.
В 1949 году он побывал в селе Верхнее Аблязово Пензенской области – на родине А.Н.Радищева; в 1951 – в Архангельске и Холмогорах – родных краях М.В.Ломоносова; в 1952 отправился в трехдневную командировку на Орловщину по тургеневским местам; на Украине в эти же 50-е годы посетил места, связанные с творчеством Н.В.Гоголя, В.Г.Короленко, А.С.Макаренко, а в Краснодоне успел застать родителей почти всех главных героев «Молодой гвардии» А.Фадеева.
Через все творчество В.С.Молчанова проходит особый интерес к А.С.Пушкину. Михайловское, Тригорское, Святые Горы снимал он и летом, и зимой, пережил и свою болдинскую осень. А уже в возрасте полной творческой зрелости верно служил А.П.Чехову, помогая возрождению Мелихова, где в 1960 году к 100-летию писателя был открыт мемориальный музей. Так что, подводя итоги творчества фотографа-художника В.С.Молчанова, журналисты справедливо называли его «очарованным странником».
Не чужд В.С.Молчанову и жанр портрета. Долгая жизнь подарила ему много интересных встреч. Он фотографировал И.Андронникова, А.Твардовского, М.Шолохова, К.Паустовского, Л.Кассиля, С.Маршака, Л.Леонова, Д.Бурлюка и многих других писателей. Работал фоторепортером на II съезде советских писателей в 1954 году. Встречался с М.М.Пришвиным и не только портреты его оставил, но и воспоминания о нем, следовал советам Михаила Михайловича, бывшего, как известно, тоже прекрасным фотографом.
Художник Юон, актер Охлопков, пианист Рихтер, кинорежиссер Довженко, турецкий поэт Назым Химкет также увековечены фотоаппаратом В.С.Молчанова.
Он успешно осваивал способы работы старых мастеров: овладел техникой имитации дагерротипов, искусно раскрашивал фотографии акварелью и другими красками. Вообще любую фотоимитацию под подлинник умел он делать виртуозно. Его работы, которые и сегодня люди без специальной подготовки с трудом отличают от оригиналов, хранятся и выставляются, например, в экспозициях московского музея Л.Толстого или музея А.П.Чехова в Мелихове.
Фотографии В.С.Молчанова не раз публиковались в печати. Всех публикаций не перечислить. Впервые его снимки были напечатаны в небольшой книжечке «Фотолюбитель-краевед» (М.: «Искусство» 1956). Регулярно печатались в журнале «Советское фото», в различных изданиях, посвященных природе Подмосковья и творчеству отдельных писателей.
В книге А.С.Морозова «Советская художественная фотография» (М.: «Искусство» 1958) В.С. Молчанов назван «искусным мастером русских пейзажей», а его фотографии – «безукоризненно выполненными лирическими этюдами, от которых веет обаянием родной природы». «В.С.Молчанов, – делает вывод автор, – по заслугам может быть отнесен к лучшим нашим пейзажистам».
В последние годы ХХ века фотографии В.С.Молчанова и очерки о нем публиковались в журнале «Наше наследие». А в 1999 году в издательстве «Прогресс-Плеяда» вышел фотоальбом «В путь, открытый взорам», Блоковское Подмосковье в фотопейзажах В.С.Молчанова.
Фотографии В.С.Молчанова представлены почти во всех литературных музеях России. Материалы его архива переданы сейчас в ИМЛИ им. Горького и в музеи тех писателей, чье творчество было Виктору Сергеевичу наиболее близко.
А музей К.Г.Паустовского ежегодно в октябре месяце проводит вечер памяти В.С. Молчанова с демонстрацией его слайдов и рассказом о жизни и неисчерпаемом многообразии творчества этого замечательного фотографа-художника.
   

                                                                                                             1941 год

 

 

 

ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ                               БИРЮЛЕВО ЗАПАДНОЕ

70-е годы прошлого века.

Сделать бесплатный сайт с uCoz